Федеральный закон от 08.12.2010 N 331-ФЗ
"О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов остались без изменений.
Как и в 2010 году данные страховые взносы уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Закон вступает в силу с 1 января 2011 года.
Федеральный закон от 08.12.2010 N 339-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Внесены изменения в отдельные законодательные акты, касающиеся порядка перечисления страховых взносов. В частности, установлено, что при отсутствии банка плательщики страховых взносов - физические лица могут уплачивать страховые взносы через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. Денежные средства, принятые местной администрацией от плательщика страховых взносов - физического лица в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом предусмотрено, что в случае обстоятельств непреодолимой силы указанный срок может быть продлен до их устранения.
Федеральный закон от 08.12.2010 N 332-ФЗ
"О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011 - 2012 годах"
Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Она используется при определении величины прожиточного минимума на душу населения.
Установленная данным Законом на 2011 - 2012 годы потребительская корзина идентична по составу и объемам потребительской корзине предыдущего периода, установленной Федеральным законом от 31.03.06 N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
В частности, остался без изменения среднегодовой объем потребления одним трудоспособным человеком продуктов питания, который по прежнему составляет: 133,7 кг. хлебных продуктов, 37,2 кг мясопродуктов и 238,2 кг молокопродуктов. Также согласно потребительской корзине на одного человека приходится 18 кв. м общей площади жилья, 50 кВт.ч электроэнергии в месяц, 619 поездок на транспорте в год.
Федеральный закон от 08.12.2010 N 343-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Период временной нетрудоспособности, оплачиваемый за счет средств работодателя, увеличен с двух до трех дней.
Федеральным законом вносятся изменения в систему выплат по временной нетрудоспособности. В частности:
изменяется порядок расчета среднего заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком. Средний заработок для исчисления пособий предлагается исчислять исходя из среднего заработка застрахованного лица не за один, а за два предшествующих календарных года. Женщинам, находящимся в декрете в указанный период, соответствующие календарные годы могут быть заменены (при соблюдении некоторых условий) предшествующими календарными годами (годом);
устанавливается обязанность работодателя выдавать сотруднику справку о сумме заработка за текущий календарный год, а также за два календарных года, предшествующих году обращения за справкой или году увольнения.
Также Федеральным законом определяется механизм предоставления гражданами справок о заработке для назначения и выплаты пособия за два предшествующих календарных года, на который были начислены страховые взносы. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года.
Фондом социального страхования РФ направлено письмо от 14 декабря 2010 г. N 02-03-17/05-13765 разъясняющее отдельные положения федерального закона № 343-ФЗ. В указанном письме, в частности, разъясняется:
1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в редакции Федерального закона N 343-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ) увеличен с двух до трех дней период выплаты за счет средств страхователя пособия по временной нетрудоспособности при заболевании или травме застрахованного лица, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения. В 2010г. работодатель оплачивал первые 2 дня временной нетрудоспособности.
2. Изменен порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее - пособия). При этом изменения коснулись не только расчетного периода, за который будет учитываться заработок застрахованного лица при исчислении пособий, но и порядка определения среднего заработка для их исчисления, а также самой процедуры расчета пособий.
Так, согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия будут исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не должен учитываться в случаях, если пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в силу части 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности).
Для лиц, которые в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, Законом N 255-ФЗ предусмотрена возможность замены соответствующих календарных годов (календарного года) предшествующими календарными годами (календарным годом) по заявлению застрахованного лица при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
3. Изменен подход к определению страхователя, назначающего и выплачивающего застрахованному лицу страховое обеспечение, в следующих случаях:
1) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей:
- пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (без учета заработка у другого страхователя);
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица;
2) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), вышеуказанные пособия назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица;
3) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему:
- либо по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (см. пункт 1);
- либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (см. пункт 2).
4. Частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрена норма об исчислении пособий исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая в случаях:
- если застрахованное лицо в вышеуказанные периоды не имело заработка;
- если средний заработок, рассчитанный за вышеуказанные периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.
При этом следует иметь в виду, что если на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
5. Согласно части 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ с 2011 года в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, будут включаться все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы (в 2010г. в средний заработок включались все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд).
Вместе с тем указанный средний заработок должен учитываться за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд. За период до 1 января 2010 года, а для лиц, работающих по трудовым договорам у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, - за период до 1 января 2011 года, предельная величина базы составляет 415 000 рублей за каждый календарный год (статья 2 Федерального закона N 343-ФЗ).
При этом норма об ограничении среднего дневного заработка застрахованного лица при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средним дневным заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд на день наступления страхового случая на 365 (а для ежемесячного пособия по уходу за ребенком - норма об ограничении среднего заработка застрахованного лица средним заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд на день наступления страхового случая на 12) с 2011 года отменена.
Обращаем также внимание, что со следующего года средний дневной заработок застрахованного лица будет определяться путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 (часть 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ). То есть, число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, с 2011 года не будет иметь значения при исчислении пособий.
6. Законом N 255-ФЗ установлены дополнительные права, обязанности и ответственность страхователей и застрахованных лиц.
В частности, с 2011 года страхователи будут обязаны выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы или по его письменному заявлению справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы (пункт 3 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ). Форма и порядок выдачи указанной справки будут утверждены Минздравсоцразвития России.
При этом за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, страхователи будут нести ответственность, что закреплено в новой статье 15.1 Закона N 255-ФЗ.
За страхователем, назначающим и выплачивающим пособие застрахованному лицу, закреплено также право направлять запросы в территориальные органы Фонда в целях проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработка, необходимого для исчисления пособий (пункт 4 части 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ). Форма и порядок направления таких запросов будут утверждены Минздравсоцразвития России.
В свою очередь застрахованное лицо вправе получать от страхователя справку о сумме заработка, необходимую для исчисления пособий (пункт 2 части 1 статьи 4.3 Закона N 255-ФЗ). Однако для застрахованных лиц предусмотрена и ответственность за представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия (часть 4 статьи 15 Закона N 255-ФЗ).
7. Федеральным законом N 343-ФЗ предусмотрена возможность перерасчета застрахованным лицам за период с 1 января 2011 года пособий по нормам Закона N 255-ФЗ в новой редакции по страховым случаям, наступившим в 2010г. и продолжающимся или окончившимся в 2011 году. Такой перерасчет возможен при условии, что размер пособия, исчисленный в соответствии с Законом N 255-ФЗ в новой редакции, превысит размер пособия, полагающийся по нормам Закона N 255-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года (статья 3 Федерального закона N 343-ФЗ).
Кроме того, Законом N 255-ФЗ конкретизированы нормы, регулирующие вопросы выплаты пособия по временной нетрудоспособности за период простоя (часть 7 статьи 7, пункт 5 части 1 статьи 9), устанавливающие перечень документов, необходимых для исчисления и выплаты пособий (части 5, 5.1, 6, 7.1 статьи 13).
В соответствии с пунктом 5 Приказа Фонда от 14 декабря 2010 года N 269 "Об организации работы по реализации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" управляющим региональными отделениями Фонда необходимо провести организационные мероприятия с работниками региональных отделений Фонда и их филиалов, а также со страхователями по применению новых норм, установленных федеральным законом, регулирующих порядок исчисления и выплаты с 1 января 2011 года пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обеспечить проведение разъяснительной работы в связи с реализацией Федерального закона N 343-ФЗ.
Федеральный закон от 08.12.2010 N 348-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Унифицирован объект обложения и база для начисления страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Уточняются понятия "объект обложения страховыми взносами", "база для начисления страховых взносов", "страховой тариф", вводится понятие "заработок застрахованного" и устанавливается перечень выплат, на которые страховые взносы не начисляются, по аналогии с нормами, предусмотренными Федеральным законом N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Таким образом, с 1 января 2011 года объект обложения страховыми взносами по указанному виду страхования и база для их начисления совпадают с объектом обложения и базой, которые предусмотрены Федеральным законом N 212-ФЗ.
Федеральный закон от 09.12.2010 N 350-ФЗ
"О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Закон предусматривает индексацию размера заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Согласно внесенным поправкам суммы заработка, исходя из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, увеличиваются с применением коэффициентов индексации. Размеры ранее назначенных ежемесячных страховых выплат, исчисленных без учета таких коэффициентов, подлежат пересчету с 1 января 2011 года. Исключение составят назначенные до дня вступления в силу данного Закона ежемесячные страховые выплаты, размер которых исчислен с учетом сумм заработка, проиндексированных до 6 января 2000 г. в порядке, установленном законодательством РФ при исчислении заработка для назначения пенсии.
Федеральный закон от 09.12.2010 N 353-ФЗ
"О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".
С 1 января 2012 года будет изменен порядок обжалования судебных решений в гражданском процессе
Решения всех судов первой инстанции (а не только мировых судей, как это установлено в настоящее время), не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке вышестоящими судами, т.е. решения мировых судей - районным судом, районных судов - верховным судом республики, краевым, областным или другими равными им судами, решения этих судов - судебными коллегиями Верховного Суда РФ, решения Верховного Суда РФ, принятые по первой инстанции, - Апелляционной коллегией Верховного Суда РФ.
Значительно изменен срок на обжалование решения суда первой инстанции: апелляционные жалоба или представление прокурора могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Рассматривается дело в апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции с учетом некоторых особенностей, предусмотренных главой ГПК РФ об апелляционном производстве. Из полномочий суда второй инстанции (т.е. апелляционной инстанции) исключена возможность передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной инстанции будут рассматриваться жалобы и представления на судебные постановления, вступившие в законную силу, при условии, что были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
В порядке надзора вступившие в силу судебные постановления будут рассматриваться только Президиумом Верховного Суда РФ в случае, если Верховный суд РФ рассматривал эти дела в качестве суда апелляционной инстанции, в т.ч. в отношении дел, которые этот суд рассматривал и в качестве суда первой инстанции. В качестве надзорной инстанции Президиум Верховного Суда РФ будет рассматривать также кассационные определения судебных коллегий Верховного Суда РФ - коллегий по административным и гражданским делам и военной коллегии.
Закон вступает в силу с 1 января 2012 года. Нормы Закона, уточняющие порядок обжалования решений судов по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок (они будут обжаловаться в суде апелляционной инстанции), вступают в силу с 1 марта 2011 года, при этом с указанной даты и до 1 января 2012 года функции апелляционной инстанции для обжалования указанных решений будут выполнять кассационные инстанции.
Постановление Правительства РФ от 16.12.2010 N 1020.
"Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2010 г."
За III квартал 2010 года величина прожиточного минимума в целом по России установлена в следующем размере: на душу населения - 5707 рублей, для трудоспособного населения - 6159 рублей, пенсионеров - 4532 рубля, детей - 5510 рублей
По сравнению с предыдущим кварталом величина прожиточного минимума увеличена. Во II квартале 2010 года она составляла на душу населения 5625 рублей, для трудоспособного населения - 6070 рублей, пенсионеров - 4475 рублей, детей - 5423 рубля.
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также расходов по обязательным платежам и сборам.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.10.2010 N 921н
"О внесении изменения в Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2010 N 19068.
Предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Ранее такие лица могли быть назначены на соответствующие должности в порядке исключения.
Письмо Пенсионного Фонда РФ от 18 октября 2010 г. N 30-21/10970
Департамент организации администрирования страховых взносов <...> в части порядка начисления страховых взносов на выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц сообщает следующее.
1. Выплаты, производимые работникам организации.
1.1. Частичная оплата коммунальных услуг.
Частью первой статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, признаются, в том числе, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Частичная компенсация коммунальных услуг, предусмотренная коллективным договором, не подпадает под понятие компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) и поименованных в пункте 2 части первой статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ как необлагаемые.
Таким образом, частичная компенсация коммунальных услуг подлежит включению в объект для начисления страховых взносов.
1.2. Компенсация на содержание детей в детских дошкольных учреждениях:
- семьям, в которых сумма дохода на одного члена семьи не превышает 3000 рублей;
- семьям, имеющим троих и более несовершеннолетних детей.
Частью первой статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, признаются, в том числе, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Компенсация на содержание детей в детских дошкольных учреждениях не подпадает под понятие компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) и поименованных в пункте 2 части первой статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ как необлагаемые.
Таким образом, компенсация на содержание детей в детских дошкольных учреждениях подлежит включению в объект для начисления страховых взносов.
1.3. Компенсация работникам, находящимся в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до трех лет.
На основании части второй статьи 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
В соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" с 1 января 2001 года установлена ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 рублей матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
Таким образом, данного рода пособия и компенсации, выплачиваемые в соответствии с законодательством, на основании пункта 1 части первой статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
2. Выплаты, производимые физическим лицам, не являющимся работниками предприятия.
В соответствии с частью первой статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части первой статьи 5 этого Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за искл. вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 части первой ст. 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Также не имеет значения, за счет каких источников произведены указанные выплаты в пользу физических лиц.
Следовательно, выплаты, производимые организацией в пользу физических лиц, связанных с ней указанными выше договорами, являются объектом обложения страховыми взносами.
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2010 года (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2010 года)
(Извлечение)
Процессуальные вопросы
Вопрос 2. Подведомственны ли судам общей юрисдикции дела по требованиям работников о взыскании заработной платы, если в отношении работодателя (организации-должника) арбитражным судом по делу о банкротстве введено наблюдение или принято решение о банкротстве и открытии конкурсного производства?
Ответ. Как следует из положений ст. 15, 16, 57 и ч. 1 ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации, требования работников о взыскании заработной платы являются существом (предметом) индивидуальных трудовых споров, вытекающих из трудовых правоотношений.
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров осуществляется комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 382 ТК РФ) в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 383 ТК РФ).
Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов (ч. 3 ст. 22 ГПК РФ).
К подведомственности судов в силу ч. 1 ст. 22 ГПК РФ отнесены исковые дела с участием граждан о защите нарушенных прав по спорам, возникающим из трудовых правоотношений.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 АПК РФ дела о банкротстве отнесены к специальной подведомственности арбитражных судов, рассмотрение которых осуществляется по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ст. 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Характер правоотношений, из которых возникают индивидуальные трудовые споры, включая споры о взыскании заработной платы, исключает возможность отнесения таких споров к ведению арбитражных судов, в том числе и при рассмотрении дел о банкротстве.
Данный вывод подтверждается положением абзаца второго п. 11 ст. 16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", содержащем норму о том, что трудовые споры между должником и работником должника рассматриваются в порядке, определенном трудовым законодательством и гражданским процессуальным законодательством.
Таким образом, в случае введения арбитражным судом по делу о банкротстве наблюдения или принятия решения о банкротстве и открытии конкурсного производства в отношении работодателя (организации-должника) дела по требованиям работников о взыскании заработной платы с такого работодателя относятся к подведомственности судов общей юрисдикции.
Вопрос 3. Подведомственны ли судам общей юрисдикции дела об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя или его действий (бездействия) по исполнению исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции на основании решения о взыскании заработной платы с организации-должника, в отношении которой арбитражным судом по делу о банкротстве введено наблюдение?
Ответ. Согласно п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, в том числе судебных приставов, за исключением дел, отнесенных федеральным конституционным законом или федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Из положений ч. 1 ст. 27, ч. 2 ст. 29 АПК РФ и ч. 1 - 3 ст. 128 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что арбитражные суды неправомочны рассматривать дела об оспаривании постановлений и действий (бездействия) судебных приставов, связанных с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.
На основании изложенного дела об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя или его действий (бездействия) по исполнению исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции на основании решения о взыскании заработной платы с организации-должника, в отношении которой арбитражным судом по делу о банкротстве введено наблюдение, относятся к подведомственности судов общей юрисдикции.
(При подготовке обзора использована информация Правовых систем Консультант Плюс и Гарант, Интернет-сайтов Государственной Думы РФ, ФСС РФ и Минздравсоцразвития России).
А.Б.Иванов
Сектор нормативно-правового и информационно-методического обеспечения
т. (499) 263 74 03