Обзор нормативных правовых актов, судебной практики в социально-трудовой сфере, затрагивающих интересы членов Союза работодателей за август 2010 года.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06 июля 2010 г. N 499 "Об отмене Приказа Минздравсоцразвития России от 22 марта 2010 г. N 175н "Об утверждении условий предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест".

В связи с продолжением обсуждения в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопроса предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с особыми условиями труда отменен Приказ Минздравсоцразвития России от 22 марта 2010 г. N 175н "Об утверждении условий предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест".

Письмо Минздравсоцразвития России от 20 июля 2010 г. N 22-3/10/2-6080. О порядке аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

В соответствии с пунктом 5 Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н (зарегистрировано Минюстом России 29 июня 2010 г. N 17648) (далее - Правила аккредитации), организация, предполагающая осуществлять оказание услуг в области охраны труда, указанных в приложении N 1 к упомянутому Приказу (далее - заявитель), представляет в Минздравсоцразвития России заявление в произвольной форме, заполненное на бланке организации, подписанное руководителем и заверенное печатью организации.

В заявлении последовательно указываются следующие общие для всех организаций (независимо от вида оказываемой услуги) сведения:

организационно-правовая форма, полное и сокращенное наименование юридического лица в точном соответствии с записью в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). При наличии у юридического лица фирменного наименования оно также указывается в заявлении;

почтовый адрес места нахождения заявителя с указанием почтового индекса;

государственный регистрационный номер юридического лица и идентификационный номер налогоплательщика, а также реквизиты документов (дата, номер, кем выдан) соответственно подтверждающих факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ и постановки организации на учет в налоговом органе;

вид (виды) услуги в области охраны труда, для оказания которой осуществляется аккредитация, в точном соответствии с формулировкой, указанной в Перечне услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация (приложение N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н);

запись о наличии в уставе организации в качестве одного из видов деятельности "оказание услуг в области охраны труда". В качестве подтверждения заявитель вправе приложить к заявлению копию устава организации или выписку из устава, содержащие запись о наличии указанного вида деятельности;

записи об отсутствии решения о ликвидации организации и отсутствии решения арбитражного суда о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства на день подачи заявления об аккредитации, а также об отсутствии решения о приостановлении деятельности организации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявления. Данные сведения не требуют документального подтверждения.

Для подтверждения наличия справочной базы действующих законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также справочной документации по охране труда заявителем могут быть указаны сведения о наличии регулярно обновляемой справочной правовой системы (например, КонсультантПлюс, Гарант, Референт и др.), а также реквизитов (номер и дата заключения) договора по ее обслуживанию и периодичности обновления.

В качестве сведений о наличии у заявителя соответствующих специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца, необходимый стаж практической работы в заявляемой области рекомендуется указывать сведения о персонале заявителя, включающие фамилию, имя, отчество сотрудника, его должность, ссылку на то, находится ли данный сотрудник в штате организации или является внештатным экспертом, образование сотрудника (наименование учебного заведения, специальность, год окончания), стаж работы в заявленной области. Кроме того, заявитель может указать сведения о специальной подготовке, переподготовке и повышении квалификации указанных специалистов (где проводилась, номер и дата протокола, свидетельства, аттестата и т.п.). Заявитель наряду с указанием сведений в заявлении также вправе приложить копии соответствующих документов (дипломов, штатного расписания и др.), содержащие упомянутые сведения о его персонале. В целях ускорения процесса обработки поступающих сведений рекомендуется представлять их, по возможности, в табличной форме.

Сведения о наличии в аттестующей организации аккредитованной испытательной лаборатории включают в себя информацию о реквизитах аттестата аккредитации испытательной лаборатории (номер, дата выдачи, наименование органа по аккредитации либо системы аккредитации испытательных лабораторий), области ее аккредитации.

Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий определены ГОСТ Р 51000.4-2008, утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 25.12.2008 N 740-ст. Правила аккредитации испытательных лабораторий (центров) в целях подтверждения их компетентности, обеспечения доверия к их деятельности и создания условий для признания результатов этой деятельности установлены Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 163 (в ред. от 17.06.2010) "Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия" (вместе с "Положением об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия"). В соответствии с указанным Постановлением орган по аккредитации испытательной лаборатории - это определяемый Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). В соответствии с подпунктом 5.4.9 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294, полномочия по проведению в установленном порядке работ по аккредитации возложены на Ростехрегулирование. В этой связи в качестве компетентных органов (систем) аккредитации, осуществляющих аккредитацию испытательных лабораторий и, соответственно, выдающих указанным лабораториям надлежащие документы об аккредитации, могут быть признаны Ростехрегулирование (система аккредитации ГОСТ-Р) и иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие аккредитацию испытательных лабораторий в соответствии с предоставленными полномочиями.

При этом область аккредитации испытательной лаборатории должна охватывать оценку всех производственных факторов, предусмотренных Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года N 569 и указанных в п. 7 Правил аккредитации. Соответствующие определения, классификация производственных факторов определены гигиеническими критериями и Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

В качестве сведений об аттестованном измерительном оборудовании и поверенных средствах измерения, предназначенных для измерения физических факторов (температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение, электромагнитные поля и излучения различной природы, ионизирующие излучения, производственный шум, ультразвук, инфразвук, вибрация (локальная, общая), аэрозоли (пыли), освещение, аэрационный состав воздуха) и химических факторов (химические вещества, смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа), рекомендуется указывать:

наименование средства измерения, страна-изготовитель;

тип (марка) средства измерения;

заводской номер оборудования или средства измерения;

номер государственной регистрации в государственном реестре средств измерения;

номер и срок действия сертификата соответствия;

год выпуска и год ввода в эксплуатацию;

реквизиты свидетельства о поверке (номер, дата выдачи, срок действия свидетельства о поверке и наименование органа, выдавшего свидетельство о поверке).

В целях ускорения процесса обработки поступающих сведений о средствах измерения рекомендуется представлять их в табличной форме.

В качестве источника сведений о наличии руководства по качеству измерительных и оценочных работ и его соответствия требованиям действующего законодательства к заявлению может быть приложена копия руководства.

Сведения о системе учета и хранения результатов работ, выполненных при аттестации рабочих мест по условиям труда, излагаются в заявлении (либо в прилагаемой справке, составленной в произвольной форме).

Сведения о документах, подтверждающих право осуществления образовательной деятельности в области охраны труда, выданных в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти, должны содержать реквизиты (номер, дата, кем выданы) соответствующих документов.

К заявлению может быть приложен перечень программ обучения, утвержденных руководителем обучающей организации, а также копии соответствующих программ.

Сведения о наличии технических средств обучения, включая технические средства обучения по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим на производстве, рекомендуется излагать в форме перечня указанных средств.

Сведения о системе учета и хранения результатов обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда излагаются в заявлении (либо в прилагаемой справке, составленной в произвольной форме).

В качестве справочной информации заявитель по желанию может также сообщить о себе дополнительные сведения (например, номера контактных телефонов и факсов организации, ответственных должностных лиц, адреса сайта и электронной почты организации в сети Интернет, коды организации в соответствии с утвержденными общероссийскими классификаторами, сведения о добровольной сертификации и аккредитации; информация о вступлении в состав саморегулируемой организации и др.).

Заявитель также вправе предоставить вместе с заявлением копии документов, содержащих сведения, указанные в Правилах аккредитации.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 июля 2010 г. N 03-03-06/1/474 по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций затрат, связанных со стимулирующими выплатами и компенсациями работникам.

1. В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пунктом 2 ст. 255 НК РФ предусмотрено, что к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются элементами системы оплаты труда в организации.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно положениям ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

В связи с этим расходы, связанные со стимулирующими выплатами и компенсациями работникам организации, осуществляемые на основании трудового договора, локального нормативного акта (положения о порядке оплаты труда) могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли при условии, что такие расходы соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ.

При этом согласно положениям п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, по мнению Минфина России, расходы в виде выплат в связи с юбилейными датами работников, поощрением сотрудников за успехи в спорте, а также выплаты к праздничным дням не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ, так как данные выплаты не связаны с производственными результатами работников.

Аналогичным порядком следует руководствоваться при рассмотрении вопроса учета в целях налогообложения прибыли единовременного пособия, выплачиваемого при увольнении работников в связи с выходом на пенсию, и иных подобных доплат. Если данные виды расходов на оплату труда не связаны с производственными результатами работников и не соответствует критериям ст. 252 НК РФ, то независимо от их названия они не могут быть учтены в составе расходов в целях налогообложения прибыли.

2. В соответствии с пп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы работодателя по выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности работника в соответствии с законодательством Российской Федерации в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности.

Вышеизложенная норма НК РФ позволяет работодателю учесть в составе прочих расходов расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности за первые два дня нетрудоспособности работника, начисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, в полном объеме без выделения той части пособия, которое начислено в отношении выплат, не учитываемых при налогообложении прибыли.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 21 июля 2010 г. N 03-03-06/2/128 по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций затрат, связанных с приобретением знаков отличия.

В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно положениям ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Таким образом, по мнению Минфина России, расходы на приобретение памятных знаков отличия, награждение которыми предусмотрено внутренними локальными актами, непосредственно связаны с производственными результатами работников и могут быть учтены в составе других видов расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором, на основании п. 25 ст. 255 НК РФ.

Информационное письмо Минздравсоцразвития России от 6 августа 2010 г. № 12-3/10/2-6752 «О восстановлении трудовых книжек граждан, утраченных в результате стихийных природных пожаров».

Министерством даны разъяснения в связи с возможностью утраты гражданами в результате стихийных природных пожаров в июле - августе 2010 года трудовых книжек.

В соответствии с пунктом 31 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. № 225 (далее – Правила), лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы. Работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления.

Согласно Правилам, при оформлении дубликата трудовой книжки в него вносятся сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления к данному работодателю, подтвержденном соответствующими документами; сведения о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы.

Общий стаж работы записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения работодателя, периодов работы и должностей работника. 

Если документы, на основании которых вносились записи в трудовую книжку, не содержат полных сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в этих документах сведения.

Дубликат трудовой книжки оформляется в соответствии с Правилами и возвращается ее владельцу.

В случае массовой утраты работодателем трудовых книжек работников в результате пожаров трудовой стаж этих работников устанавливается комиссией по установлению стажа, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав такой комиссии включаются представители работодателей, профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, а также других заинтересованных организаций.

Установление факта работы, сведений о профессии (должности) и периодах работы у данного работодателя осуществляется комиссией на основании документов, имеющихся у работника (справка, профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, расчетная книжка и т.п.), а в случае их отсутствия - на основании показаний двух и более свидетелей, знающих работника по совместной с ним деятельности у одного работодателя или в одной системе. Если работник до поступления к данному работодателю уже работал, комиссия принимает меры к получению документов, подтверждающих этот факт.

По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа работника. Работодатель на основании акта комиссии выдает работнику дубликат трудовой книжки. В случае если документы не сохранились, стаж работы, в том числе установленный на основании свидетельских показаний, может быть подтвержден в судебном порядке.

Дубликат трудовой книжки заполняется в порядке, установленном пунктом 7 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 69.        

Согласно данному пункту, если работник до поступления в данную организацию (к данному работодателю) уже работал, то при заполнении дубликата трудовой книжки в разделе «Сведения о работе» в графе 3, прежде всего, вносится запись об общем и/или непрерывном трудовом стаже работы в качестве работника до поступления в данную организацию (к данному работодателю), подтвержденном соответствующими документами. Общий стаж работы записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения, у какого работодателя, в какие периоды времени и на каких должностях работал в прошлом владелец трудовой книжки.

После этого общий и/или непрерывный трудовой стаж работы, подтвержденный надлежаще оформленными документами, записывается по отдельным периодам работы в следующем порядке: в графе 2 указывается дата приема на работу; в графе 3 записывается наименование организации (работодателя), где работал работник, а также структурное подразделение и работа (должность), специальность, профессия с указанием квалификации, на которую был принят работник.

Если представленными документами подтверждается, что работник переводился на другую постоянную работу в той же организации (у того же работодателя), то об этом также делается соответствующая запись.

Затем в графе 2 указывается дата увольнения (прекращения трудового договора), а в графе 3 - причина (основание) увольнения, если в представленном работником документе имеются такие данные.

В том случае, когда документы не содержат полностью указанных выше сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в документах сведения.

В графе 4 указывается наименование, дата и номер документа, на основании которого произведены соответствующие записи в дубликате. Оригиналы документов, подтверждающих стаж работы, после снятия с них копий и надлежащего их заверения работодателем или кадровой службой возвращаются их владельцу. Работодатель обязан оказать содействие работнику в получении документов, подтверждающих стаж его работы, предшествующий поступлению на работу к данному работодателю.

(При подготовке обзора использована информация Правовых систем Консультант Плюс и Гарант, Интернет-сайтов Государственной Думы РФ и Минздравсоцразвития России).

Сектор нормативно-правового и информационно-методического обеспечения

т. (499) 263 74 03