Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 206-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»"
("Российская газета", № 138, 29.07.2009г.)
Трудовой кодекс РФ дополнен понятием "стандарты безопасности труда". Нормативные требования охраны труда включают в том числе стандарты безопасности труда. Стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда. Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ, вступают в силу 1 января 2010 года.
Постановление Правительства РФ от 7 июля 2009 г. № 545 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. № 914».
("Российская газета", N 127, 14.07.2009г.).
В 2009 году будут проиндексированы размеры компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно изменениям, внесенным в Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2007 г. № 914, с 1 января 2009 года компенсации и выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, должны быть проиндексированы с применением коэффициента 1,13 (ранее - 1,085). Установлено, что сумма превышения размеров компенсаций и иных выплат, образовавшаяся в связи с данными изменениями, подлежит выплате в 2009 году за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на 2009 год.
Кроме того, действие Постановления № 914 ограничено 2009 годом (ранее его действие распространялось на 2008 - 2010 годы).
Приказ Минздравсоцразвития России от 13 августа 2009 г. N 588н
(Зарегистрировано в Минюсте России 28 сентября 2009 г. N 14900;
«Российская газета», № 188, от 7.10.2009.)
Утвержден Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю (далее – Порядок).
Норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены): при 40-часовой рабочей неделе - 8 часов; при продолжительности рабочей недели менее 40 часов - количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней.
Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.
В тех случаях, когда в соответствии с решением Правительства Российской Федерации выходной день переносится на рабочий день, продолжительность работы в этот день (бывший выходной) должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который перенесен выходной день. Исчисленная в таком порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха.
Таким образом, норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т.д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели конкретного месяца и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней.
В аналогичном порядке исчисляется норма рабочего времени в целом за год: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т.д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели в году и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном году, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней.
Перенос выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, предусмотренный частью 2 статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется работодателями, применяющими различные режимы труда и отдыха, при которых работа в праздничные дни не производится. Такой порядок переноса выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, в равной степени относится к режимам работы как с постоянными фиксированными по дням недели выходными днями, так и со скользящими днями отдыха.
У работодателей, приостановка работы у которых в нерабочие праздничные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям (например, непрерывно действующее производство, ежедневное обслуживание населения и др.), перенос выходных дней, предусмотренный частью 2 статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации, не осуществляется.
Приказом Минздравсоцразвития России от 13 августа 2009 г. N 588н также признаны утратившими силу разъяснения Минтруда России от 29 декабря 2009 г. № 5; от 17 января 1994 г. № 1; от 25 февраля 1994 г. № 4.
Приказ Госкорпорации "Росатом" от 19 июня 2009 г. № 406
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 июля 2009 г. N 14411.)
Признаны утратившими силу отдельные нормативные правовые акты Росатома, в том числе, по вопросам трудовых отношений. Признаны утратившими силу приказы Росатома от 7 октября 2005 г. N 486 "Об утверждении Регламента Федерального агентства по атомной энергии", от 14 сентября 2006 г. N 454 "Об утверждении положений по вопросам денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального агентства по атомной энергии" и от 20 декабря 2006 г. N 629 "О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федерального агентства по атомной энергии".
Приказ Госкорпорации "Росатом" от 5 августа 2009 г. N 552
Утверждено Положение о порядке определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563.
(Зарегистрировано в Минюсте России 25 сентября 2009 г. N 14870;
«Российская газета», № 188, от 7.10.2009г.)
Положение разработано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. N 549.
Основным критерием при определении производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 (далее - Указ), является требование Указа о предоставлении социальной поддержки только гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом.
В число указанных производств, работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении.
В число указанных производств, работ и профессий не включаются вспомогательные и обслуживающие виды производств, работ и профессий, не предусмотренные документами, определяющими основной технологический процесс. Не подлежат также включению работы, не обеспечивающие непосредственно безопасность при проведении работ по производству, разработке и хранению ядерных зарядов и ядерных боеприпасов; не совпадающие по времени и месту с проведением технологического процесса, например: работы, выполняемые службами ремонта и поверки контрольно-измерительных приборов, энергообеспечения и теплообеспечения, службами делопроизводства (в т.ч. закрытого), хозяйственного обслуживания, уборки производственных помещений и такие профессии, как ремонтники, электрики, сантехники, архивариусы, чертежники и т.п.
Для рассмотрения и подготовки решений по вопросам определения производств, работ и профессий, соответствующих указанным видам деятельности, в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации (далее - организации ядерного оружейного комплекса), создаются постоянно действующие комиссии, в состав которых включаются наиболее квалифицированные специалисты. Состав комиссий утверждается руководителями организаций ядерного оружейного комплекса.
В целях выработки единого подхода к определению производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предложения организаций ядерного оружейного комплекса по этим вопросам предварительно рассматриваются на заседании Комиссии Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" по вопросам реализации Указа, образуемой приказом генерального директора Госкорпорации "Росатом" (далее - Комиссия).
Производства, работы и профессии, соответствующие видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом, определяются в каждой организации ядерного оружейного комплекса самостоятельно в соответствии с настоящим Положением и их перечни утверждаются руководителями организаций ядерного оружейного комплекса после рассмотрения и одобрения Комиссией.
Приказом ГК «Росатом» № 552 признан утратившим силу Приказ Федерального агентства по атомной энергии от 15 ноября 2005 г. N 529 "Об утверждении Положения о порядке определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563" (зарегистрирован Минюстом России 12.12.2005, N 7258).
Письмо Минздравсоцразвития России от 31 августа 2009 г. N 22-2-3363
("Официальные документы", № 34, 15.09.2009 г. (еженедельное приложение к газете "Учет, налоги, право")
Вопрос: Просим дать разъяснения по следующему вопросу. В соответствии со статьей 152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Как определить число часов сверхурочной работы, которые оплачиваются в полуторном (двойном) размере, если сотруднику установлен суммированный учет рабочего времени?
На практике используются следующие варианты.Первые два часа сверхурочной работы, посчитанной по итогам учетного периода, оплачиваются не менее чем в полуторном размере, последующие - не менее чем в двойном. Если сотруднику установлен месячный оклад, для расчета доплаты за сверхурочную работу рассчитывается часовая ставка (путем деления оклада на среднемесячное количество рабочих часов). Среднемесячное количество рабочих часов рассчитывается как частное от годового количества рабочих часов по производственному календарю, деленного на 12.
Общее количество часов сверхурочной работы за учетный период делится на количество смен сотрудника (независимо от числа часов в смене). Если полученное значение меньше двух, все часы оплачиваются в полуторном размере. Если больше - первые два часа за смену оплачиваются в полуторном размере, последующие - в двойном.
Ответ: Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства рассмотрел письмо <...> и сообщает.
Согласно части первой статьи 99 ТК РФ сверхурочной работой при суммированном учете рабочего времени является работа, выполняемая работником по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Статья 152 ТК РФ устанавливает единый порядок оплаты часов сверхурочной работы. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Таким образом, при суммированном учете рабочего времени, исходя из определения сверхурочной работы, подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода. В этом случае работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за все остальные часы - не менее чем в двойном размере.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 августа 2009 г. N 03-03-06/1/550 Об учете в целях налогообложения прибыли затрат на выдачу молока и средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, выдаются спецодежда, средства индивидуальной защиты, а также молоко или другие равноценные пищевые продукты (по нормам). Затраты на их приобретение могут учитываться при налогообложении прибыли.
Минфин России отмечает, что работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.
Если, например, организация создана на базе ликвидируемых подразделений, в которых ранее была проведена аттестация, затраты на выдачу средств индивидуальной защиты и молока не могут учитываться при налогообложении прибыли.
Для учета расходов нужно провести аттестацию рабочих мест после ввода их в эксплуатацию.
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2009 года
(Утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 3 июня 2009 года)
Вопросы, возникающие из трудовых, пенсионных и социальных правоотношений
Вопрос 4: Какая дата считается датой наступления страхового случая, если повреждение здоровья наступило вследствие хронического профессионального заболевания?
Ответ: В соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции от 7 июля 2003 г.), если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора (контракта), по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора (контракта) либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Основанием исчисления среднемесячного заработка застрахованного для определения размера ежемесячной страховой выплаты из его заработка до окончания срока действия трудового договора является наступление страхового случая после окончания срока действия указанного договора (контракта). Ввиду этого юридическое значение приобретает уяснение даты наступления страхового случая.
В силу статьи третьей названного Федерального закона страховым случаем признаётся подтверждённый в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного, в том числе вследствие профессионального заболевания, который влечёт возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.
Из содержания приведённых выше положений следует, что профессиональное заболевание как правовое событие – это сочетание нескольких юридических фактов (юридический состав).
Профессиональное заболевание как правовое событие определяется следующим юридическим составом:
наступлением хронического заболевания (юридический факт) (1), возникшего под воздействием вредного (вредных) производственного фактора (факторов) (юридический факт) (2), повлекшего временную (юридический факт) или стойкую утрату застрахованным лицом профессиональной трудоспособности (юридический факт) (3).
Страховой случай – это правовое состояние (повреждение здоровья), занимающее самостоятельное место среди юридических фактов, которое является результатом правового события (профессионального заболевания), характеризующееся совокупностью юридических фактов и влекущее возникновение правоотношений по страхованию.
Поэтому профессиональное заболевание не будет являться страховым случаем (фактом повреждения здоровья), если хотя бы один из юридических фактов, его составляющих, не будет установлен.
Профессиональные хронические заболевания устанавливаются специализированными лечебно-профилактическими учреждениями, клиниками или отделами профессиональных заболеваний медицинских научных учреждений или их подразделений, а причинно-следственная связь этих заболеваний с вредными условиями труда, длительностью и интенсивностью их воздействия по месту работы заболевшего работника (застрахованного лица) - комиссиями по расследованию профессиональных заболеваний в порядке, установленном Положением о расследовании и учёте профессиональных заболеваний, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний».
Что же касается стойкой утраты застрахованным лицом профессиональной трудоспособности (завершающий этап установления профессионального заболевания), то она устанавливается медико-социальными экспертными комиссиями.
Поэтому датой наступления страхового случая при повреждении здоровья вследствие хронического профессионального заболевания является дата установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.
Вопрос 5: На какой момент (обращения за выплатами, получения повреждения здоровья либо окончания срока действия трудового договора) следует определять «обычный размер вознаграждения работника», предусмотренный п. 5 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» для исчисления страховых выплат застрахованным лицам?
Ответ: Обеспечение по обязательному социальному страхованию лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Согласно п. 5 ст. 12 названного Федерального закона (в редакции от 7 июля 2003 г.), если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора (контракта), по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора (контракта) либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Данная норма содержит указание на виды заработка, которые могут учитываться для исчисления страховой выплаты. Пострадавший (застрахованное лицо) вправе выбрать для исчисления страховой выплаты заработок, который он получал до окончания срока действия трудового договора либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности.
Под «обычным размером вознаграждения работника» понимается заработок работника по однородной (одноименной) профессии, квалификации в одной и той же местности с профессией пострадавшего (квалификацией застрахованного лица).
Если пострадавший (застрахованное лицо), реализовав предоставленное ему право выбора, избрал для исчисления страховой выплаты «обычный размер вознаграждения работника», то применительно к п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» указанный размер вознаграждения должен определяться на момент обращения за страховой выплатой.
(При подготовке обзора использована информация Правовых систем Консультант Плюс и Гарант, Интернет-сайтов Государственной Думы РФ и Минздравсоцразвития России).
Сектор нормативно-правового и информационно-методического обеспечения
т. (499) 263 74 03