6 июля 2010
Федеральный закон от 05.04.2010 N 41-ФЗ.
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Часть вторая Налогового кодекса РФ дополнена новыми положениями.
НДС. Статья 146 НК РФ дополнена новым пунктом, согласно которому не признается объектом налогообложения НДС выполнение работ (услуг) в рамках мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, реализуемых в соответствии с решениями Правительства РФ.
НДФЛ. В частности, освобождены от налогообложения суммы частичной оплаты за счет средств федерального бюджета стоимости нового автомобиля, приобретенного в рамках проводимого в стране эксперимента по утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств. Установлен порядок налогообложения выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест за счет средств бюджетов.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ. Глава 25 Налогового кодекса РФ также дополнена положениями, регулирующими порядок налогообложения выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест. Помимо этого уточнены положения, касающиеся налогообложения государственных ценных бумаг.
УСН. Установлен порядок налогообложения выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест за счет средств бюджетов.
Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления их в силу.
Федеральный закон от 19.05.2010 N 86-ФЗ.
"О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Установлены особенности пребывания и осуществления в Российской Федерации трудовой деятельности иностранными работниками отдельных категорий.
К таким работникам отнесены, во-первых, иностранные граждане - высококвалифицированные специалисты, которыми признаются иностранные граждане, имеющие опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения их к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение ими заработной платы (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года. Исходя из приоритетов развития российской экономики Правительство РФ вправе снижать указанные требования к размеру заработной платы (вознаграждения) таких иностранных граждан. На высококвалифицированных специалистов не распространяется квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
Работодатель и заказчик работ (услуг) самостоятельно осуществляют оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несут соответствующие риски. Отказ в приеме ходатайства работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении высококвалифицированного специалиста, представляемого в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, не допускается, за исключением случаев непредставления какого-либо из предусмотренных законом документов.
Иностранный гражданин вправе самостоятельно заявить о себе как о высококвалифицированном специалисте, обратившись в представительство федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в государстве гражданства данного иностранного гражданина либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации с соответствующим ходатайством. В этом случае сведения, представленные иностранным гражданином, размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с приглашающим его работодателем или заказчиком работ (услуг), но не более чем на три года. Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года для каждого такого продления.
Подробно регламентированы процедуры выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, определены его права на пребывание в РФ в случаях перехода на работу к другому работодателю, а также права членов его семьи.
Другой категорией иностранных работников, в отношении которых установлены особенности осуществления ими трудовой деятельности, являются домашние работники.
Установлено, что граждане РФ имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, прибывших в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выдаваемого территориальными органами федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Иностранный гражданин вправе обратиться за получением нового патента. За патент уплачивается налог в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1000 рублей в месяц.
Среди других изменений, внесенных в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", можно отметить также введение с 1 января 2013 года фотографирования и обязательной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, при выдаче им разрешения на работу. Кроме этого, в частности, уточнены процедуры, связанные с выдачей иностранным гражданам разрешений на работу.
В связи с принятием изложенных законодательных норм внесены соответствующие изменения и в некоторые другие законодательные акты, регулирующие въезд и выезд из Российской Федерации, миграционный учет, бюджетную и налоговую системы, ответственность за административные правонарушения.
Постановление Правительства РФ от 21.04.2010 N 259.
"Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2009 г."
В IV квартале 2009 года величина прожиточного минимума будет ниже, чем в предыдущем квартале.
В целом по Российской Федерации величина прожиточного минимума на душу населения составит 5144 рубля (в III квартале - 5198 рублей), для трудоспособного населения - 5562 рубля (ранее - 5620 рублей), пенсионеров - 4091 рубль (ранее - 4134 рубля), детей - 4922 рубля (в предыдущем квартале - 4978 рублей).
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Приказ Минздравсоцразвития России от 30 апреля 2010 г. № 308.
Отменен приказ Минздравсоцразвития России от 22 марта 2010 г. N 173н "Об утверждении размеров компенсаций (сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимального размера повышения оплаты труда) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.12.2009 N 1028н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам предприятий по добыче и переработке урановых руд, по обогащению с ураном и его соединениями, по изготовлению топлива для ядерных реакторов и по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.02.2010 N 16444.
Установлены Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам предприятий по добыче и переработке урановых руд, по обогащению с ураном и его соединениями, по изготовлению топлива для ядерных реакторов и по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях
В соответствии с утвержденными Типовыми нормами специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты будут бесплатно выдаваться, в частности, работникам дозиметрических служб, работникам, непосредственно занятым на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений на ядерных реакторах, рабочим, занятым на захоронении радиоактивных веществ, инженерам, занятым реконструкцией, модернизацией и техническим перевооружением, операторам реакторного отделения, персоналу реакторного цеха, работающему в зоне контролируемого доступа, водолазам.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.02.2010 N 64н "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.03.2010 N 16611.
Определен перечень финансируемых в 2010 году за счет средств ФСС РФ предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
Утверждены Правила, определяющие порядок и условия финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. В частности, финансовому обеспечению подлежат расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, на обучение по охране труда отдельных категорий работников, проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется за счет сумм страховых взносов, перечисляемых страхователем в ФСС РФ в текущем календарном году.
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года (извлечение).
3. Работодатель вправе по согласованию с представительным органом работников при заключении коллективного договора определить механизм расчёта дополнительных выплат стимулирующего характера, предусмотренных действующей у работодателя системой оплаты труда.
К. обратился в суд с иском к организации (далее - ОАО) о признании незаконным п.3.1 Положения о порядке и условиях выплаты годового вознаграждения при уходе работника в очередной отпуск, являющегося приложением к коллективному договору на 2008-2009 годы. В обоснование заявленных требований истец указал, что данным пунктом предусмотрено начисление годового вознаграждения исходя из среднего дневного заработка работника, умноженного на коэффициент эффективности работы за расчётный период и на количество дней основного отпуска. Суммы годового вознаграждения и доплат по дополнительным соглашениям к трудовым договорам не включаются в расчёт среднего дневного заработка для расчёта годового вознаграждения.
Между тем согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» в расчёт начислений для определения среднего дневного заработка и среднего месячного заработка включаются суммы годового вознаграждения и доплаты.
По мнению истца, исключение сумм годового вознаграждения и доплат из состава начислений для расчёта среднего дневного заработка и среднего месячного заработка является незаконным.
Решением районного суда, оставленным без изменения определением областного суда, исковые требования удовлетворены: суд признал п.3.1 Положения о порядке и условиях выплаты годового вознаграждения при уходе работника в очередной отпуск в части, предоставляющей возможность не включать в расчёт среднего дневного заработка для расчёта годового вознаграждения суммы годового вознаграждения, противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня издания.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся по делу судебные постановления и приняла по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказала по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, истец работал в должности помощника директора ОАО с июля 2006 года по май 2008 года.
Пунктом 3.1 Положения о порядке и условиях выплаты годового вознаграждения при уходе работника в очередной отпуск, являющегося приложением к коллективному договору ОАО на 2008-2009 годы, предусмотрено, что годовое вознаграждение начисляется исходя из среднего дневного заработка работника, умноженного на коэффициент эффективности работы за расчётный период и на количество дней основного отпуска. Суммы годового вознаграждения и доплат по дополнительным соглашениям к трудовым договорам, начисляемые по 101 виду оплат, в расчёт среднего дневного заработка для расчёта годового вознаграждения не включаются.
Удовлетворяя исковые требования истца в части признания противоречащим федеральному законодательству п.3.1 Положения о порядке и условиях выплаты годового вознаграждения при уходе работника в очередной отпуск в части невключения в расчёт среднего дневного заработка для расчёта годового вознаграждения суммы годового вознаграждения, суд сослался на п.15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922.
Однако при рассмотрении дела суд применил к спорным правоотношениям закон, не подлежащий применению.
Так, п.15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922, установлено, что при определении среднего заработка учитываются: вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, независимо от времени их начисления.
Между тем указанный пункт Положения не регулирует вопросы расчёта годового вознаграждения, а устанавливает порядок учёта премий и вознаграждений при определении средней заработной платы. Порядок расчёта годового вознаграждения не равнозначен порядку расчёта средней заработной платы.
Кроме того, действующим законодательством порядок расчёта годового вознаграждения не определён, в связи с чем стороны трудовых отношений вправе осуществить по этому вопросу собственное правовое регулирование, что и сделано в данном случае путём принятия локального нормативного правового акта.
Годовое вознаграждение является дополнительным видом поощрения, стимулирующей выплатой. Работодатель вправе установить механизм расчёта годового вознаграждения, выполнив предварительно условия согласования локального нормативного правового акта с представителями работников.
Порядок расчёта указанного вознаграждения и был определён приложением к коллективному договору ОАО (п.3.1 Положения о порядке и условиях выплаты годового вознаграждения при уходе работника в очередной отпуск).
Суд кассационной инстанции пришёл к выводу о противоречии оспариваемого локального акта положениям ст.139 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК).
Однако данная норма устанавливает порядок исчисления средней заработной платы, а не годового вознаграждения. Понятие «средняя заработная плата» не тождественно понятию «годовое вознаграждение», в связи с чем установленный в ст.139 ТК порядок расчёта среднего заработка не является обязательным для расчёта годового вознаграждения.
Таким образом, выводы суда о необходимости исчисления годового вознаграждения в соответствии с правилами, установленными для исчисления средней заработной платы, являются неправильными и противоречат действующему законодательству.
Определение по делу № 45-В09-13
4. С учётом права застрахованного лица на выбор расчётного периода для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты в счёт возмещения вреда, причинённого здоровью, страховщик обязан разъяснить и предложить возможные варианты расчёта этой выплаты.
О. обратился в суд с иском к региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о перерасчёте ежемесячных страховых выплат и взыскании недоплаты по ним, ссылаясь на то, что при назначении ежемесячной страховой выплаты ответчиком не разъяснено его право на выбор заработка, из которого может быть исчислена названная выплата, истец просит исчислить её из обычного размера вознаграждения работника его квалификации в данной местности - бортмеханика 1 класса аэропорта по состоянию на октябрь 2006 года. Ответчик иск не признал.
Решением городского суда, оставленным без изменения определением областного суда, в удовлетворении иска отказано.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся по делу судебные постановления и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что в 1988 году истец был освобождён от летной работы по состоянию здоровья и ему была назначена пенсия.
В 2006 году ему установлена степень утраты трудоспособности 30%, в связи с чем он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой выплаты.
Страховые выплаты впервые назначены истцу региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, исходя из заработка за 12 месяцев, предшествующих несчастному случаю на производстве, то есть с октября 1987 по февраль 1988 года.
Обращаясь с настоящими требованиями, О. указал на то, что ответчик при назначении страховых выплат не разъяснил ему право выбора периода для исчисления заработка исходя из обычного размера вознаграждения работника его квалификации в данной местности, чем существенно нарушил его право на получение выплат в установленном законом размере.
В соответствии с п.3 ст.12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ) среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путём деления общей суммы его заработка (с учётом премий, начисленных в расчётном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошёл несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.
Согласно пункту пятому указанной нормы, если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора (контракта), по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора (контракта) либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Право застрахованного на обеспечение по обязательному социальному страхованию возникает со дня наступления страхового случая, каковым в силу ст.3 Федерального закона № 125-ФЗ признаётся подтверждённый в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечёт возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
Абзац первый п.3 ст.15 Федерального закона № 125-ФЗ предусматривает, что ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности.
Таким образом, поскольку на момент установления утраты трудоспособности истец не работал и не имел заработка, то сумма его заработка, из которого исчисляется размер страховой выплаты, могла быть учтена исходя из обычного размера вознаграждения работника его квалификации в данной местности.
Определение по делу № 91-В09-7
(При подготовке обзора использована информация Правовых систем Консультант Плюс и Гарант, Интернет-сайтов РСПП, Государственной Думы РФ, Верховного Суда РФ и Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России).
А.Б.Иванов
А.Б.Иванов
Сектор нормативно-правового и информационно-методического обеспечения
т. (499) 263 74 03
т. (499) 263 74 03