Обзор нормативных правовых актов, судебной практики в социально-трудовой сфере, затрагивающих интересы членов Союза работодателей за январь - март 2010 года.

20 апреля 2010


Федеральный закон от 27.12.2009 N 363-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 25 Федерального закона "О персональных данных".

На основании части 3 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" информационные системы персональных данных, созданные до дня вступления в силу указанного Федерального закона, должны были быть приведены в соответствие с его требованиями не позднее 1 января 2010 года. Согласно внесенным изменениям информационные системы персональных данных, созданные до 1 января 2010 года, должны быть приведены в соответствие с установленными требованиями не позднее 1 января 2011 года.
 
Федеральный закон от 27.12.2009 № 360-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации»
 
Федеральным законом заменяется действовавшая норма о предоставлении из федерального бюджета субвенций непосредственно муниципальным образованиям, имеющим статус наукоградов, нормой, предусматривающей выделение из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов для их дальнейшего направления бюджетам наукоградов. Порядок предоставления этих межбюджетных трансфертов определяется Правительством Российской Федерации.
 
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2010 N 189 "О признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов бывшего Союза ССР по вопросам социального страхования"
 
Признаны не действующими, в частности: Постановление Совмина СССР от 13.04.1973 N 252 "Об утверждении Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию"; Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию"; Постановление Совмина СССР, ВЦСПС от 20.10.1987 N 1177 "Об увеличении продолжительности оплачиваемого периода по уходу за больным ребенком"; Постановление Совмина СССР, ВЦСПС от 14.05.1990 N 478 "О повышении размеров пособий по временной нетрудоспособности некоторым категориям рабочих и служащих"; Постановление Кабинета Министров СССР от 14.08.1991 N 601 "О порядке обеспечения в отдельных случаях пособиями по государственному социальному страхованию".
 
Приказ Минздравсоцразвития России от 24.12.2009 № 1028н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам предприятий по добыче и переработке урановых руд, по обогащению с ураном и его соединениями, по изготовлению топлива для ядерных реакторов и по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».
 
Зарегистрировано в Минюсте России № 16444 от 16.02.2010         
Установлены Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам атомной отрасли. В соответствии с утвержденными Типовыми нормами специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты будут бесплатно выдаваться, в частности, работникам дозиметрических служб, работникам, непосредственно занятым на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений на ядерных реакторах, рабочим, занятым на захоронении радиоактивных веществ, инженерам, занятым реконструкцией, модернизацией и техническим перевооружением, операторам реакторного отделения, персоналу реакторного цеха, работающему в зоне контролируемого доступа, водолазам.
 
Приказ Минздравсоцразвития России от 05.02.2010 N 64н "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами"
 
Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2010 N 16611.
Утверждены Правила, определяющие порядок и условия финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. В частности, финансовому обеспечению подлежат расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, на обучение по охране труда отдельных категорий работников, проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется за счет сумм страховых взносов, перечисляемых страхователем в ФСС РФ в текущем календарном году.
 
Приказ Минобрнауки России от 13.01.2010 N 18 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью (квалификация (степень) "магистр")"
 
Зарегистрировано в Минюсте Росси 11.02.2010 N 16381.
Стандарт определяет, в частности, характеристику профессиональной деятельности магистров, устанавливает требования к результатам освоения основных образовательных программ, к их структуре и условиям реализации. Область профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью включает в себя решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения; взаимодействие с государственными и общественными структурами, молодежными и детскими общественными объединениями, с работодателями.
 
Приказ Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 N 55н "О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан"
 Зарегистрировано в Минюсте России 04.03.2010 N 16550.
 
Министерством здравоохранения и социального развития РФ разъяснено, что дополнительной диспансеризации в 2010 году подлежат работающие граждане, не проходившие ее в предыдущие годы, а также граждане, занятые на работах с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров, и граждане, прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006 году, в случае, если они не были взяты под диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания. Гражданин, зарегистрированный по месту жительства в одном субъекте РФ, а трудовую деятельность осуществляющий в другом, может пройти дополнительную диспансеризацию по месту работы или по месту жительства.
 
Норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2010 году установлен в размере 1042 рубля. Определен перечень врачей-специалистов, осмотру которыми подлежат граждане, и перечень проводимых лабораторных и функциональных исследований. Установлено, что прошедшие диспансеризацию граждане распределяются по пяти группам в зависимости от необходимости дальнейшего обследования и лечения. Утверждены учетные формы, заполняемые в процессе диспансеризации.
 
Приказ Минздравсоцразвития России от 25.12.2009 N 1038н "Об утверждении Административного регламента Федерального медико-биологического агентства по исполнению государственной функции по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отдельных отраслях промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях"
 Зарегистрировано в Минюсте России 17.02.2010 N 16446.
 
В соответствии с Регламентом в рамках исполнения государственной функции устанавливаются следующие административные процедуры: выездные проверки исполнения поднадзорными организациями обязательных требований; документарные проверки исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований.  В частности, выездные проверки поднадзорных организаций проводятся по показателям: состояния радиационной безопасности при эксплуатации объектов использования атомной энергии и обращения с источниками ионизирующего излучения;   состояния защищенности персонала объектов использования атомной энергии, объектов уничтожения химического оружия, утилизации и производства компонентов ракетного топлива и иных организаций с особо опасными условиями труда и населения, проживающего в районах их размещения, включая обеспеченность персонала средствами индивидуальной защиты, средствами специфической профилактики и лечения профессионально обусловленных заболеваний. Результатом исполнения государственной функции является предупреждение, выявление и пресечение нарушений поднадзорными организациями обязательных требований. В приложении приведен перечень территориальных органов ФМБА РФ.
 
Приказ Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н "О внесении изменений в Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 290н"
 Зарегистрировано в Минюсте России 01.03.2010 N 16530.
 
Уточнены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
В частности, предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. Выдача работникам СИЗ, в том числе иностранного производства, а также специальной одежды, находящейся у работодателя во временном пользовании по договору аренды, допускается только в случае наличия сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством, а также наличия санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ, оформленных в установленном порядке.
 
Работодатель за счет собственных средств обязан обеспечивать уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ. В этих целях работодатель вправе выдавать работникам 2 комплекта соответствующих СИЗ с удвоенным сроком носки.
 
Изменениями установлено, что в случае необеспечения работника, занятого на работах с вредными или опасными условиями труда, а также с особыми температурными условиями или связанными с загрязнением, средствами индивидуальной защиты в соответствии с законодательством РФ он имеет право отказаться от выполнения трудовых обязанностей, а работодатель не имеет права требовать от работника их исполнения и обязан оплатить возникший по этой причине простой.
 
 Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года.
 Утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2010 года (извлечение).
 
4. Нарушение работодателем требований законодательства о порядке и условиях заключения и исполнения договора о полной индивидуальной материальной ответственности может служить основанием для освобождения работника от обязанности возместить причинённый по его вине ущерб имуществу работодателя в полном размере, превышающем его средний месячный заработок.
Организация (работодатель) обратилась в суд с иском к К. работнику этой организации, о взыскании суммы ущерба, причинённого имуществу работодателя. В обоснование своих требований истец сослался на то, что К., являясь материально ответственным лицом, управляя автомобилем, принадлежащим истцу, совершил дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобиль был повреждён, чем организации причинён материальный ущерб.Ответчик иск признал частично – в размере среднего месячного заработка. Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования (решение районного суда оставлено без изменения определением суда кассационной инстанции), суд указал следующее.По делу установлено, что между организацией (истцом по делу) и К. был заключён трудовой договор, согласно которому ответчик принят на должность специалиста производственного отдела. Во исполнение указанного договора генеральным директором организации издан приказ о приёме К. на работу, а также приказ о его полной материальной ответственности.
В связи с производственной необходимостью приказом генерального директора К. допущен к эксплуатации автомобиля, принадлежащего истцу, и на время его эксплуатации согласно выписанным путевым листам назначен материально ответственным лицом.
Согласно ст.238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причинённый ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несёт ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причинённого работником третьим лицам.
В силу ст.242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причинённый работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.
Материальная ответственность в полном размере причинённого ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных указанным Кодексом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст.244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности заключаются с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Сославшись на приведённые нормы, суд указал, что поскольку с К. был заключён договор о полной материальной ответственности, работодатель представил достаточные доказательства о необходимости понесённых им расходов по восстановлению повреждённого транспортного средства, то требования истца подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся по делу судебные постановления, направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Пределы материальной ответственности работника установлены ст.241 ТК РФ размерами его среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено указанным Кодексом или иными федеральными законами.
В ст.243 ТК РФ перечислены случаи, когда на работника может быть возложена полная материальная ответственность; в частности, в соответствии с пунктом 2 части первой указанной нормы таким случаем является недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.
Согласно ст.244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (п.2 части первой ст.243 указанного Кодекса), то есть о возмещении работодателю причинённого ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, трудовое законодательство предусматривает конкретные требования, при выполнении которых работодатель может заключить с отдельным работником письменный договор о полной материальной ответственности, перечень должностей и работ, при выполнении которых могут заключаться такие договоры, взаимные права и обязанности работника и работодателя по обеспечению сохранности материальных ценностей, переданных ему под отчёт.
При этом невыполнение требований законодательства о порядке и условиях заключения и исполнения договора о полной индивидуальной материальной ответственности может служить основанием для освобождения работника от обязанностей возместить причинённый по его вине ущерб в полном размере, превышающем его средний месячный заработок.
Как усматривается из материалов дела, К. занимал должность специалиста производственного отдела с дополнительным возложением обязанностей по управлению автомобилем, принадлежащим организации. Однако в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утверждённый постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. № 85,как должность, занимаемая ответчиком, так и выполняемая им работа, не включена.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что договор о полной материальной ответственности не мог быть заключён с ответчиком, в связи с чем заключённый с ним договор о полной материальной ответственности не мог служить основанием для привлечения его как работника к полной материальной ответственности. Требования организации о возмещении К. ущерба в полном объёме, превышающем его среднемесячный заработок, противоречат требованиям вышеназванных норм Трудового кодекса Российской Федерации (Определение по делу №18-В09-72).
 
18 февраля 2010 года Конституционный Суд Российской Федерации ответил на заявление Координационного совета председателей ряда российских профсоюзов, по мнению которых предоставленная работодателям возможность не согласовывать с профсоюзами увольнение за дисциплинарные проступки выборного профлидера, ущемляет интересы профсоюзов, ограничивает их права и свободы.
 
Конституционный Суд РФ разъяснил, что согласно его Постановлению от 24.01.02 № 3-П положения п. 1 ст. 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и ч. 1 ст. 374 Трудового кодекса РФ не соответствуют Конституции РФ. В соответствии с указанными нормами предусматривалось, что не исполняющего свои трудовые обязанности профлидера нельзя было привлечь к дисциплинарной ответственности, а уже имеющего дисциплинарные взыскания нельзя было уволить без согласия профсоюза. При этом профсоюз даже не обязан был мотивировать свой отказ давать согласие на увольнение. Наложив свое «вето», онпросто подменял собой работодателя. Конституционный Суд РФ восстановил баланс прав работодателей и профсоюзов. 
В соответствии с общепринятыми стандартами, защита прав трудящихся должна реализовываться через разрешение трудового спора в суде – независимом от сторон трудового договора органе, призванном осуществлять правосудие. Если выборный профсоюзный работник полагает, что его увольнение являлось дискриминацией в связи с профсоюзной деятельностью, он вправе прибегнуть к судебной защите. Профсоюз может оказать ему содействие в формулировании требований, сборе доказательств и даже выступить от его имени при обращении в суд (ст. 391 ТК РФ).
 
Проект федерального закона № 304318-5 «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"»
 
Проектом федерального закона устанавливается порядок согласования органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля с органами прокуратуры выездных внеплановых проверок всех хозяйствующих субъектов без исключения.
 
 
Проект федерального закона закрепляет в Гражданском кодексе РФ признание в качестве пожертвования оказание безвозмездной помощи в виде выполнения работ или предоставления услуг некоммерческим организациям.
 
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»
 
Проект федерального закона подготовлен в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по реализации Послания Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. № Пр-3035 и по итогам проверки деятельности государственных корпораций Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Для всех государственных корпораций (компаний), сохраняющих свою организационно-правовую форму, внесенные изменения обеспечат повышение прозрачности и эффективности деятельности, в том числе по следующим направлениям:
  • законодательное закрепление возможности включения в состав наблюдательных советов членов, не являющихся государственными гражданскими служащими;
  • законодательное закрепление создания высшим органом управления государственной корпорации (компании) комитетов по вопросам, отнесенным к его компетенции, для предварительного рассмотрения и проработки. При этом порядок деятельности таких комитетов и их персональный состав должны утверждаться соответствующим органом управления корпорации (компании);
  • обязательность утверждения наблюдательным советом стратегии деятельности государственной корпорации (компании) и публичной отчетности о её выполнении;
  •  ежегодная проверка бухгалтерской отчетности независимой аудиторской организацией, отобранной на конкурсной основе наблюдательным советом;
  •  распространение на работников государственных корпораций (компаний) ограничений и запретов, установленных для государственных гражданских служащих;
  • определение порядка совершения крупных сделок;
  • внесение изменений в Федерального закона от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счетной Палате Российской Федерации», предоставляющих возможность Счетной палате проведения контрольных проверок государственных корпораций (компаний);
  • унификация порядка размещения временно свободных денежных средств.
 
 
(При подготовке обзора использована информация Правовых систем Консультант Плюс и Гарант, Интернет-сайтов РСПП, Государственной Думы РФ, Верховного Суда РФ и Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России).
 
А.Б. Иванов
Сектор нормативно-правового и информационно-методического обеспечения
т. (499) 263 74 03