22 декабря 2009
Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. № 295-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации "
С 1 января 2010 года признаны утратившими силу положения отдельных законодательных актов в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Признаны утратившими силу положения Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которым страхователь обязан направлять на обучение по охране труда отдельные категории застрахованных в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, а страховщик - передавать федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, средства для осуществления им указанных мероприятий по обучению и для проведения научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2009 г. N 869 «О ПЕРЕНОСЕ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ В 2010 ГОДУ»
В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство Российской Федерации постановило перенести в 2010 году следующие выходные дни: с субботы 27 февраля на понедельник 22 февраля; с субботы 13 ноября на пятницу 5 ноября.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2009 г. N 916 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПУНКТ 16 ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ"
Уточнен порядок повышения среднего заработка работников при повышении в организации тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения.
Согласно дополнению, внесенному в "Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, в случаях, если с повышением тарифных ставок, окладов, денежного содержания одновременно изменяется перечень и (или) размеры ежемесячных выплат к ним, средний заработок повышается на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления вновь установленных тарифных ставок, окладов, денежного вознаграждения и ежемесячных выплат на ранее установленные.
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. N 900 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ ЛИЦ, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, А ТАКЖЕ ВСЛЕДСТВИЕ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА СЕМИПАЛАТИНСКОМ ПОЛИГОНЕ, И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ"
Изменен порядок обращения лиц, пострадавших от воздействия радиации на Чернобыльской АЭС и Семипалатинском полигоне, а также приравненных к ним категорий граждан, за предоставлением социальных услуг.
Установлено, что заявление о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги). Заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года и действует с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления. Формы таких заявлений утверждаются Минздравсоцразвития России.
До внесения изменений "Правилами обращения лиц..." (Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 862) было установлено, что заявление о предоставлении на следующий год набора социальных услуг (социальной услуги) подается ежегодно, а в случае если такое заявление не было подано до 1 октября, то в следующем году социальные услуги не предоставляются, а ежемесячная денежная выплата начисляется в установленном порядке.
Определено также, что установление личности и проверка подлинности подписи гражданина в том случае, если заявление подается не лично им самим, осуществляются нотариусом или организацией, с которой у Пенсионного фонда РФ заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2009 года N 839 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 ИЮНЯ 2007 Г. N 375"
"Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию" приведено в соответствие с изменениями в законодательстве
Изменения, внесенные в указанное Положение, вступающие в силу с 1 января 2010 года, связаны с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (новая редакция наименования закона - "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"), в связи с отменой с 1 января 2010 года единого социального налога и введением уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Изменения коснулись, в частности, наименования Положения, определения выплат, включаемых в средний заработок, определения расчетных периодов, определения среднего заработка, порядка исчисления пособий, в том числе с учетом применения районных коэффициентов.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РФ ОТ 30.09.2009 N 58 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.6.2553-09" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.11.2009 N 15172.)
С 1 января 2010 года вводятся в действие "Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста"
Утвержденные санитарные правила устанавливают необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности условий труда подростков в возрасте от 14 до 18 лет и условия прохождения производственного обучения (производственной практики) учащимися учебных заведений общего и профессионального образования с целью обеспечения безопасных и безвредных условий трудового процесса, не оказывающих неблагоприятного влияния на рост, развитие и состояние здоровья подростков.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 28 октября 2009 г. N 3201-6-1
В Правовом управлении Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено письмо. Сообщаем следующее.
Согласно статье 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Таким образом, названные в письме акты Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР могут применяться в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
В соответствии со статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В порядке реализации указанной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 554, в соответствии с которым минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (часть 3 статьи 154 Кодекса).
Учитывая изложенное, в настоящее время установлены только минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время.
Применение повышенных размеров оплаты труда за работу в ночное время, установленных в свое время актами Совмина СССР и Совмина РСФСР, полагаем, в настоящее время может учитываться при определении конкретных размеров оплаты за работу в ночное время, устанавливаемых коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя.
Обращаем внимание, что подпункт "а" пункта 9 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 N 194 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства", устанавливающий повышенный размер оплаты труда за работу в ночную смену, был предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации. В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2008 г. N ГКПИ08-2113 содержится вывод о том, что в настоящее время положения подпункта "а" пункта 9 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 N 194 не действуют.
Начальник Правового управления
А.В.АНОХИН
Определение Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2009 года N 1369-О-П. "ПО ЖАЛОБЕ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "ЛОТОС" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЕМ ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 374 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Заявитель оспаривал конституционность части первой статьи 374 Трудового кодекса РФ в той мере, в какой ею увольнение по инициативе работодателя на основании пункта 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ не освобожденных от основной работы руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций и выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним) допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. По мнению заявителя, данное законоположение является дискриминационным, предоставляющим необоснованные преимущества работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы, и создает для них возможность злоупотребления своими правами.
Конституционный Суд РФ указал, что часть первая статьи 374 Трудового кодекса РФ в части, оспариваемой заявителем, воспроизводит положение части второй статьи 235 КЗоТ РФ, конституционность которой была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В Постановлении от 24 января 2002 года N 3-П Конституционный Суд РФ пришел к выводу о ее противоречии Конституции РФ в той части, в какой ею не допускалось без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя. Оспариваемое положение части первой статьи 374 Трудового кодекса РФ является аналогичным законоположению, ранее признанному не соответствующим Конституции РФ в Постановлении от 24 января 2002 года N 3-П, а потому подлежит отмене и не может применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Конституционный Суд РФ признал положение части первой статьи 374 Трудового кодекса РФ, согласно которому увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, не действующим и не подлежащим применению как являющееся аналогичным ранее признанному Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ.
(При подготовке обзора использована информация Правовых систем Консультант Плюс и Гарант, Интернет-сайтов Государственной Думы РФ и Минздравсоцразвития России).
А.Б. Иванов
Сектор нормативно-правового и информационно-методического обеспечения
т. (499) 263 74 03